Большую роль в жизни Алатыря сыграл 1893 год. В этом году 22 декабря открылось регулярное движение поездов на участке Сасово — Свияжск, а через полтора года было открыто движение поездов между Казанью и Зеленым Долом Этим самым было установлено сообщение между Казанью и Москвой через г. Алатырь, Рузаевку, Рязань. При вводе линии на окраине глубоко провинциального в то время города Алатыря была построена станция Алатырь с тремя приемо-отправочными путями, небольшим паровозным депо и мастерскими участка связи, в которых работало до 700 рабочих.
Вокзал и привокзальная площадь помнят множество событий, происходивших в Алатыре в конце XIX — начале XX века. В годы двух революций площадь стала местом демонстраций и митингов рабочих. Здесь выступали Михаил Тухачевский, Лев Троцкий, Михаил Калинин, приехавшие на агитпоезде «Октябрьская революция».
В 1969 году железнодорожный вокзал в Алатыре реконструировали. В 2006 году на месте снесенного старого здания вокзала построили новое.
23 июня 2006 года состоялось торжественное открытие нового вокзала. Со стороны привокзальной площади здание выглядит как небольшой одноэтажный особняк, украшенный лакированным деревом, с башенками и красной черепичной крышей, с высокой парадной лестницей и стеклянными дверями. Ощущение одноэтажности – обманчиво. Стоит войти внутрь – и вы оказываетесь словно в «зеркальном дворце»: он зрительно раздвигается и устремляется вниз, где, оказывается, находится еще один этаж. Спуск по широкой лестнице – и вот выход на перрон. Фасад украшают медные рельефы с изображениями паровоза с трубой, а также алатырских памятников истории и архитектуры. Здание как бы встроено в то естественное природное возвышение, на котором находится привокзальная площадь.