Началось все в 1863 году, когда Орловский генерал-майор Николай Левашов велел начать поиски идеального маршрута между Орлом и Витебском. В то время строительство железных дорог активно набирало обороты, а уверенное сообщение между центральной Россией и Балтийским морем отсутствовало. В том проекте примечательна фигура московского купца Петра Ионовича Губонина – одного из главных железнодорожных строителей того периода. Узнав, что в министерстве путей и сообщения обсуждается проект строительства путей от Орла до Витебска, Губонин выступил претендентом на этот подряд.
Хотынец уже существовал как населенный пункт более 100 лет. Но он находился в полутора км от нынешней станции.
Строительство трассы, которая была разбита на четыре участка шло достаточно быстро и уверенно, так как «спонсор» ее строительства, Петр Губонин имел в достаточном количестве строительные материалы и рабочую силу.
Знаменитый Хотынецкий «вокзал-терем» был построен практически сразу после сноса временных бараков для строителей. После прокладки путей, в непосредственной близости от дороги строили водонапорную башню для заправки паровозов. За один год Орловско-Витебская железная дорога была построена и принесла подрядчикам 19 млн рублей прибыли. И этой прибыли было откуда браться. Первое – это грузоперевозки из центральной России в сторону Балтийского моря. Второе – это пассажирские перевозки. Редкий охотник и рыбак добирался до этих мест на лошади или повозке, но вот после открытия станции Хотынец все изменилось.
Время шло, деревянный вокзал пережил многое, но не смог пережить Великую Отечественную войну. В военное время станция Хотынец была стратегически важным обьектом. Во время оккупации по ней переправляли составы с вооружением и горючим для армии вермахта, но после наступательных операций на Курской дуге – железная дорога начала снова работать, осуществляя снабжение Красной Армии на Западном направлении.
После войны возобновилось строительство вокзалов. Вокзалы были по стилю очень похожи, например, здания в Нарышкино, Хотынце, Карачеве и Белых Берегах.
Спустя 155 лет вокзал и станция по прежнему функционируют.