Спас-Деменск — железнодорожная станция Московской железной дороги на участке Занозная-Духовская, расположена в городе Спас-Деменске Калужской области.
Самую первую и самую раннюю дату упоминания Спас-Деменска (как волости Демена) находят в исторических документах 1446 года.
Станция Спас-Деменское Данково-Смоленской железной дороги открыта в 1899 году. Инициатором строительства железной дороги выступило местное купечество, торговавшее зерном, льняным и конопляным маслом, пенькой, веревочным материалом, кожами, имевшими спрос в других регионах России и за рубежом. Точная дата строительства вокзала в Спас-Деменске отсутствует. Двухэтажное кирпичное здание вокзала было возведено в псевдоготическом стиле по типовому проекту вокзала 2 класса архитектора С. Бржозовского, известного больше по проекту Рижского вокзала в Москве. В Первую Мировую Войну Спас-Деменск оказался в центре потока беженцев, двигавшегося через Калужскую губернию и по Московско-Варшавскому шоссе. Для оказания им помощи, в здании вокзала Спас-Деменск было открыто «Особое Бюро», занимавшееся оформлением проездных документов и регистрацией беженцев, а также врачебно-продовольственный пункт.
В годы Великой Отечественной войны в районе Спас-Деменска шли ожесточенные бои. Город был почти полностью разрушен, но здание железнодорожного вокзала и часть станционных построек уцелело.
В период послевоенного восстановления народного хозяйства было восстановлено и отремонтировано железнодорожное полотно, восстановлено здание вокзала и другие служебные и технические постройки.