Адрес вокзала
Центр поддержки клиентов ОАО «РЖД»
Объект культурного наследия регионального значения (решение Леноблисполкома от 25.04.1983 г. № 183).
Станция Любань построена в 1851 году на линии Петербург – Москва. Двухэтажный железнодорожный вокзал станции 2-го класса Любань был построен в 1851 г. по типовому проекту архитектора Р. А. Желязевича и сохранился до наших дней с небольшими изменениями. В здании вокзала были помещения для пассажиров I-III классов, была также оборудована императорская комната для отдыха царской семьи, подобные комнаты были оборудованы на всех вокзалах II класса, также тут имелись телеграф, буфет и багажное отделение. Вокзал островного типа – находится между главными ветками пути. Таких вокзалов на дороге было четыре.
Напротив вокзала построили здание паровозного депо, при котором имелись мастерские по ремонту подвижного состава, пассажирская платформа была укрыта от солнца и дождя крышей. На всех станциях построены сооружения для заправки паровозов водой, емкости для воды располагались в ремонтной зоне круглого депо. Внешний диаметр депо 64 м. Они были разделены на 22 секции длиной 15 м. 4 секции были сквозными и использовались для въезда паровозов в здание депо и мастерских при нем. Остальные 18 использовались для отстоя локомотивов. Поворотные круги устраивались в центре помещения депо. Центральная часть здания была покрыта куполом с фонарем наверху для освещения и вентиляции. Паровоз попадал в депо через внешние ворота и разворачивался внутри здания на поворотном круге в нужное стойло. С появлением на дороге паровозов с четырьмя ведущими осями депо расширили, удлинив стойла на 3,2 м.
Для связи между станциями с 1852 года на трассе используется телеграф. Телеграфная линия из двух медных проводов в изоляции была проложена по обочине пути у концов шпал. Вначале на ней использовались телеграфные аппараты фирмы Сименс, проложившей эту линию. Через 2 года они были заменены аппаратами Морзе. В 1854 году телеграфную линию переложили – она стала воздушной. Три провода подвешивались через изоляторы на деревянные столбы, расставленные с шагом 67 м.
Название станция Любань получила по близлежащей деревне. К концу XIX века вокруг станции возникло много дачных поселков. Станция находится в 85 км от Петербурга и 567 км от Москвы. В 1868 г. в Любани по инициативе Павла Петровича Мельникова (1804-1880 гг.), одного из авторов проекта по строительству железной дороги, первого министра путей сообщения в 1865-1869 годах, на станции была открыта первая в России железнодорожная школа, а рядом, в непосредственной близости от локомотивного депо, стояло двухэтажное здание железнодорожного училища. На деньги Мельникова были построены школа для детей железнодорожных рабочих, богадельня для старух и приют для сирот. Скончался Павел Петрович в 1880 г. и был похоронен в храме, возведенном еще в 1867 году его радением по проекту архитектора К. Тона – автора храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Прославленный зодчий выстроил церковь в своей обычной манере, сочетающей простоту и нарядность, внушительную массивность и изящество. Храм, призванный служить памятником строителям Николаевской железной дороги, освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. И это не случайно: генерала Мельникова, первого русского министра путей сообщения, звали Павлом Петровичем. Это была первая железнодорожная церковь в России.
Возле церкви похоронен и третий начальник (в течение 10 лет) Николаевской железной дороги Аполлон Алексеевич Серебряков (1811-1895 гг.), который тоже долгое время проживал в Любани. Там же похоронены его жена и дочь.
К началу XX века со станции возили продукцию местных предприятий и частных хозяйств: оконное стекло, стружку, дрова и молоко.
В 1917 году Временное правительство присвоило поселку Любань статус города.
В советский период священников Петропавловского храма расстреляли в 1939 г. Здание традиционно было отдано под склад.
В годы войны город и станция были оккупированы с 1941 по начало 1944 г. Вокруг станции шли затяжные тяжелые бои. В здании депо немцы устроили лагерь военнопленных. Купол, венчавший депо, был разрушен в ходе боев. После войны возле храма появилось братское воинское захоронение.
В 1955 г. прах Мельникова был вынесен из руинированной церкви и перезахоронен в сквере при здании вокзала. Там был установлен бюст работы скульптора Б. И. Епифанова.
В наше время храм был восстановлен на средства Октябрьской железной дороги, восстановительные работы начались в 1989 году.
17 сентября 1999 г. он был вновь освящен патриархом Алексием II. Прах Мельникова вернули в алтарь в 2000 году. Восстановили и захоронение Серебряковых. На противоположной стороне вокзала установили бюст Аполлона Серебрякова.
В 2010 годах у здания вокзала установлены информационные стенды, рассказывающие об истории строительства Николаевской железной дороги, а также бюст Аполлона Серебрякова (третий начальник Николаевской железной дороги в течение десяти лет).
Зал ожидания расположен на 1 этаже здания вокзала.
Режим работы: с 04:00 до 01:30.
Услуга предоставляется бесплатно.
Расположены в отдельно стоящем здании.
Режим работы: с 04:00 до 01:30.
Услуга предоставляется на безвозмездной основе.
Для оказания помощи маломобильному пассажиру вы можете обратиться в Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» по номеру телефона 8-800-775-00-00.