Адрес вокзала
Центр поддержки клиентов ОАО «РЖД»
Железнодорожный вокзал Дмитрова – это поистине главные ворота провинциального, но очень уютного старинного городка. Вокзал построили в 1887 году, о чем свидетельствует лепнина в интерьере здания. В 2004 году реставрировали. Старую штукатурку заменили на новую, тем не менее вокзал практически не изменил своего внешнего вида. И то, что сохранился его исторический облик, очень нравится горожанам.
На фасаде теперь красуется свежая вывеска, где на ярком фоне золотом сияет название, а также тикают антикварные стрелочные часы, отсчитывая новое время старинного города. Заметно преобразилась привокзальная территория. Здесь появились современные указатели, надписи, новое табло с расписанием пригородных электропоездов.
На протяжении всего времени существования Савеловская ветка считалась и считается одной из самых тихих. Еще Ильф и Петров в своем замечательном произведении «Двенадцать стульев» писали: «Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савеловский. Это башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, работники Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большее расстояние по этой линии – 130 верст».
С тех пор здесь мало что изменилось. Хотя нынче нет ни Талдомской башмачной артели, ни Яхромской мануфактуры, ни станции Хлебниково (от нее остался лишь одноименный остановочный пункт). На карте появились новые населенные пункты, а Савеловское направление так и осталась «глухим», по сути дела, тупиковым радиусом. Дело в том, что ветка двухпутная от Москвы до Дмитрова, а до Дубны и Савелово – однопутная.
После открытия стальной магистрали Санкт-Петербург – Москва по территории центральных губерний Российской империи начали активно возводиться железные дороги – как казенные, так и частные. В то же время район верхней Волги не был в должной мере освоен железнодорожным транспортом.
В конце позапрошлого века Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога получила разрешение на прокладку железнодорожной ветки от Москвы до села Савелово. По тем временам строительство линии считалось довольно перспективным. Основная задача Савеловской ветки – транспортировка грузов от перевалки у села Савелово в Москву.
Что примечательно: линия Москва – Савелово первоначально строилась от станции Лосиноостровская, затем на Бескудниково и далее через Яхрому, Дмитров, Орудьево, Вербилки, Талдом до Савелово. Поезда до Савелово отправлялись с Ярославского вокзала, что доставляло пассажирам значительные неудобства: доехав по Ярославской дороге до 10-й версты, они были вынуждены пересаживаться в вагоны Савеловской дороги. И только с возведением Савеловского вокзала неудобства были устранены.
Для заправки паровозов водой на привокзальной площади Дмитрова соорудили водонапорную башню, которая до сих пор украшает своим монументальным видом город.
Во время Великой Отечественной войны от Дмитровской станции действовал бронепоезд № 73 НКВД под командованием капитана Малышева.
Электрификация дороги от Икши до Дмитрова была произведена в 1955 году. Электрическая тяга использовалась как для пассажирских поездов, так и для грузовых.
Интерьер вокзала отделан гранитом, внутри северного зала сохранилось панно, красочно иллюстрирующее быт дмитровчан. На вокзале сохранили мемориальную доску, надпись на которой напоминает о том, что здесь в годы войны шли кровопролитные бои.
Жизнь железнодорожного вокзала продолжается. А сам город все ближе становится к столице – уже всего лишь час пути!
Для оказания помощи маломобильному пассажиру вы можете обратиться в Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» по номеру телефона 8-800-775-00-00