Адрес вокзала
Режим работы: круглосуточно
Станция Каланчевская была открыта в 1865 году. А вокзальное здание построили в 1896 году.
Это квадратное кирпичное здание красного цвета с куполом над массивным, в «русском стиле», портиком, со стрельчатыми окнами.
В мае 1896 года в Москве происходили торжества по поводу коронации Николая II, омраченные, как известно, Ходынской катастрофой. Вокзальчик на Каланчевке, официально именуемый «императорским железнодорожным павильоном», для того чтобы царь с супругой, прибыв своим поездом на пути Николаевского вокзала, смогли принять здесь депутации московской знати и чиновников.
Павильон построен по проекту Генриха Викторовича Войневича – архитектора Управления Николаевской железной дороги. Все работы пришлись на зимнее время, поэтому, чтобы не остановить дела, пришлось над всем зданием устроить огромный громадный шатер, покрыть его толстым войлоком и рулонами толи – все это не пропускало внутрь ни холода, ни сырости. Вот что писали газеты того времени: «Павильон имеет 7 сажень длины (сажень = 2, 134 метра), 6 ширины и 3, 5 высоты. Выстроен он из красного кирпича и разукрашен тарутинским камнем».
Павильон красив и увенчан куполом, покрытым цинком. Над залой здания высится небольшая башня со шпилем в середине. К зданию прилегала просторная платформа, «покрытая резной крышей очень изящного рисунка». Внутри павильона была мягкая мебель для царской семьи и «удобные массивные дубовые скамейки с искусно вырезанными вензелями» для остальной публики.
Дополнительно со стороны путей была устроена просторная платформа, покрытая легким навесом с резьбой.
Все это удобство обошлось казне в сто тысяч золотых рублей. «Императорский железнодорожный павильон» был уже построен, когда по неизвестным соображениям церемониал въезда Николая II в Москву был изменен. Царский поезд по соединительной ветке прибыл на Смоленский (ныне Белорусский) вокзал, так что у Тверской заставы пришлось спешно сооружать другой павильон по проекту архитектора Л. Кекушева, на этот раз деревянный. Через несколько лет он был разобран.
Правда, через два месяца по пути с Нижегородской выставки царь все же остановился отдохнуть в императорском павильоне. Второй раз его торжественно встречали здесь 28 мая 1912 года, когда он приехал в Москву на открытие памятника своему отцу Александру III на Пречистенке, около храма Христа Спасителя. «Каланчевскую платформу по всей длине выстлали коврами, белым и красным сукном; на клумбах из цветов составили царский вензель и герб России. Внутри павильон задрапировали тканями, золотыми кистями. На платформе в несколько рядов стоял почетный караул со знаменем и «хором музыки». После 1917 года здесь размещались партийные и государственные учреждения районного уровня, а потом кассы и зал ожидания для пассажиров пригородного сообщения.
Использованная литература :
Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге: Альбом проектов, эскизов и фотографий (книга-альбом)/ [ред. -сост. Е.В. Борисова]. – М. : Студия «4+4», 2014. -276с. :илл.
Воронцов А. – Невидимые вокзалы Москвы.
Гудок, 2005г. 10 февраля ст. 8
Толстов Ю. – Вокзал для коронации
Московский железнодорожник, 2006 г. 26 мая, с. 14
Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.