Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы
31.03.2010   17:40

ОАО "Федеральная пассажирская компания" (дочерняя компания ОАО "РЖД") начнет хозяйственную деятельность 1 апреля 2010 года.

ОАО "Федеральная пассажирская компания" создана согласно программе структурной реформы на железнодорожном транспорте и Концепции реформирования пассажирского комплекса дальнего следования. Пакет документов по созданию ОАО "ФПК" был одобрен на заседаниях правления и совета директоров ОАО "РЖД" соответственно 7 октября и 25 ноября 2009 года.

Глава компании – вице-президент ОАО "РЖД", генеральный директор ОАО "ФПК" Михаил Акулов.

Цель создания компании – организация эффективного бизнеса в сфере перевозки пассажиров в дальнем следовании на основе взаимодействия создаваемой компании с органами государственной власти. На рынке внутрироссийских магистральных пассажирских сообщений перевозки по железной дороге занимают ведущее положение. Их доля составляет 65,7% в общем пассажирообороте всех видов транспорта.

ОАО "ФПК" будет функционировать как самостоятельный субъект рыночных отношений с долей участия ОАО "РЖД" в уставном капитале 100% минус 1 акция. Уставной капитал определен в размере 137,2 млрд рублей.

ОАО "ФПК" будет осуществлять следующие виды деятельности:

  • перевозку пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в регулируемом и дерегулируемом сегменте;
  • перевозку пассажиров в дальнем следовании в межгосударственном сообщении;
  • перевозку багажа и грузобагажа в дальнем следовании;
  • обслуживание пассажиров;
  • техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
  • прочие виды деятельности.

В ОАО "ФПК" передано 16 региональных дирекций по обслуживанию пассажиров (РДОП), 43 пассажирских вагонных депо, 29 вагонных участков, 15 железнодорожных агентств и 2 дирекции по обслуживанию пассажиров, более 24,6 тыс. пассажирских вагонов. 

Из Федеральной пассажирской дирекции в ОАО "ФПК" будет переведен весь штат персонала. В настоящее время он составляет порядка 100 тыс. сотрудников.

Для определения ключевых показателей деятельности созданной компании разработаны два сценария ее развития: базовый и амбициозный.

Базовый сценарий развития ОАО "ФПК" предполагает развитие и функционирование экономики Российской Федерации по умеренно оптимистичному сценарию, разработанному Минэкономразвития России в июне 2009 года.

Базовый сценарий основан на гарантированном достижении целевых параметров на основе сложившейся в ОАО "РЖД" практики ведения хозяйственной деятельности и технологии с учетом уже разработанных и реализуемых программ оптимизации издержек.

Ключевой задачей тарифной политики в амбициозном варианте является снижение ценового барьера между регулируемым и дерегулируемым  сегментами.

Для ресурсного обеспечения запланированного объема продаж по обоим сценариям разработаны проекты инвестиционных программ. Объем инвестиций на период 2010-2020 годов в прогнозных ценах составляет по базовому сценарию - 257,4 млрд рублей, по амбициозному – 442,5 млрд рублей.

Основным направлением инвестиций ОАО "ФПК" будет являться обновление парка подвижного состава. В базовом сценарии развития запланирована закупка в ближайшие 3 года 1540 вагонов, в 2013-2020 годах – 4080 вагонов. Амбициозный сценарий развития предусматривает закупку в первые 3 года деятельности 1698 вагонов,  до 2020 года - 6864 вагона.

Также для обновления парка, используемого при осуществлении перевозок со странами Западной Европы, планируется приобретение 200 вагонов габарита РИЦ в 2011–2014 годах.

Для реализации инвестиционной программы привлечение внешних источников требуется только для базового сценария начиная с 2011 года. Необходимый объем привлекаемых кредитных ресурсов оценивается в 50,5 млрд рублей.

Маркетинговая стратегия ОАО "ФПК" будет дифференцирована по обслуживаемым сегментам рынка. Так, в регулируемом сегменте маркетинговой стратегией будет являться стратегия "Лидерство по издержкам". Она направлена на выполнение установленных государством требований к организации и осуществлению социально значимых перевозок по регулируемым тарифам. Необходимым условием реализации данной стратегии является создание государством одинаковых "стартовых" условий для всех видов транспорта путем установления экономически обоснованных тарифов на перевозки в регулируемом сегменте и 100%-ной компенсации потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов. Нормативным подкреплением данной стратегии должен стать Федеральный закон "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации", который должен быть представлен в Правительство РФ в июне 2010 года.  

В дерегулируемом сегменте для перевозок в купейных вагонах маркетинговой стратегией является стратегия "Лидерство по соотношению цена/качество".

В вагонах СВ и VIP стратегия основывается на предложении пассажирам эксклюзивных комплексных транспортных решений, отвечающих самым высоким требованиям.

В сфере международных перевозок маркетинговая стратегия будет направлена на экономически эффективную географическую диверсификацию рынка ФПК и предусматривает непрерывный мониторинг и принятие решений по оптимизации маршрутной сети, гибкое реагирование на изменение спроса, расширение географии начальных и конечных пунктов маршрутов на основе системного анализа пассажиропотоков.

В сфере перевозки багажа и грузобагажа маркетинговая стратегия ФПК на разных этапах будет определяться развитием регуляторной среды. В сфере обслуживания пассажиров маркетинговой стратегией будет являться предоставление пассажирам дополнительных услуг в пути следования.

В сфере технического обслуживания и ремонта подвижного состава главной целью является сокращение затрат путем оптимизации ремонтной базы, применения новых материалов и введения нового стандарта обслуживания подвижного состава.

 

*****

 

В октябре 2008 года советом директоров ОАО "РЖД" одобрена Концепция реформирования пассажирского комплекса дальнего следования ОАО "РЖД". В декабре 2008 года концепция одобрена Межведомственной комиссией по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте.

22 июля 2009 года Правительством Российской Федерации было принято постановление №600 о корректировке Программы структурной реформы в части создания Федеральной пассажирской компании в форме дочернего общества ОАО "РЖД".

Во исполнение указанных решений компанией был подготовлен пакет документов по созданию дочернего общества. Проект одобрен расширенным правлением ОАО "РЖД" 7 октября 2009 года, рассмотрен комитетами совета директоров ОАО "РЖД" по аудиту, рискам и вознаграждениям и по стратегическому планированию.