Железнодорожные врачи и психофизиологи проводят исследование, направленное на улучшение условий работы машинистов и повышение безопасности перевозок.
Научный клинический центр здравоохранения ОАО "РЖД" совместно с кафедрой железнодорожной медицины МИИТа приступили к уникальному исследованию деятельности машинистов локомотивных бригад, которое в ближайшем будущем позволит качественно оптимизировать условия их работы и определить список безопасных лекарств для подобных операторских профессий.
Исследование будет проходить в 7 этапов на протяжении трех лет. Оно стало возможным после установки в Научном клиническом центре здравоохранения ОАО "РЖД" тренажерного комплекса нового поколения "Кабина машиниста электровоза". Именно благодаря этому устройству, полностью имитирующему рабочие места машинистов локомотивных бригад, врачи и психологи получили возможность анализировать психологические, физиологические, клинические параметры этой деятельности при помощи специальных датчиков непосредственно во время работы. Помогают исследователям действующие работники локомотивных бригад, работающие в РЖД. В ночное время они заступают на восьмичасовую ночную вахту в кабину-тренажер и "проезжают" до 600 км пути. Затем, после ночной смены, машинисты тестируют на себе специальные методики восстановления.
В первую очередь, исследователи ждут ответы на вопрос, что происходит с машинистами во время действия так называемых нерегламентированных факторов производственной среды. К ним относятся: сложный маршрут, интенсивность движения, стресс, монотония, работа в ночные смены и различные нештатные ситуации.
Вторая, не менее важная цель исследования - проверить действия различных медицинских препаратов на профессиональную деятельность машинистов и представителей операторских профессий, составив список рекомендованных средств и требования по их назначению. Исследование действия лекарств производится с использованием высокоточного медицинского диагностического оборудования. Приборы фиксируют до 10 основных психофизиологических параметров человека и позволяют увидеть реакцию организма не только на принятый препарат, но и на то, как он повлиял на профессионально важные качества, увеличилось ли у машиниста число совершенных после приема ошибок, "засыпаний" и другие. Таким образом, выявляется реальный срок действия медицинского препарата, его интенсивность, наличие снотворного эффекта, оптимальная дозировка и время приема (если работник вышел в ночную смену). Составление оптимальной дозировки препарата для работника транспорта в ночную смену является наиболее сложным и недостаточно изученным вопросом в медицинской практике.
Исследование врачей и психологов будет способствовать развитию новых технологий безопасной работы на транспорте. Особую актуальность этой работе придают модернизация локомотивного парка и развитие высокоскоростного движения. По итогам экспериментов врачам предстоит разработать научно обоснованные методики расчета допустимой длины участка и оптимальную продолжительность непрерывной работы машинистов пассажирских и грузовых составов, определить способы коррекции нарушенных биоритмов у работающих в ночные смены машинистов, предоставить предложения по оптимизации труда и отдыха локомотивных бригад и составить списки и дозировки разрешенных лекарств для лиц операторских профессий.