Олег Белозёров: "Последние кварталы дали существенный объем прироста и показали тренд на увеличение" (интервью президента ОАО "РЖД" телеканалу "Россия 24" (25.05.2017 г.)
Ведущий: Добрый вечер. Это программа "Мнение". Говорим сегодня с президентом ОАО "РЖД" Олегом Белозёровым, он гость в нашей студии. Обсуждаем грузовые и пассажирские перевозки на "Российских железных дорогах".
Олег Валентинович, здравствуйте.
Олег Белозёров: Здравствуйте.
Ведущий: Если исходить из тезиса, что российская экономика в этом году должна выйти в плюс и показать некий рост, 1,5-2% по разным прогнозам, можно ли говорить о том, что и "Российские железные дороги" почувствовали оживление экономической ситуации и более активными стали грузовые и пассажирские перевозки?
Олег Белозёров: Мы считаем, что это уже свершившийся факт. Более того, и в январе, и в феврале наблюдался бурный, взрывной рост объемов перевозок. Мы закончили предыдущий год с небольшим приростом — 0,6%. Это было важно, поскольку последние кварталы как раз дали существенный объем прироста и как раз показали тренд на увеличение. И когда мы составляли свой план, бюджет на этот год, мы не закладывали увеличение, хотя прогнозировали его. При этом внутри перед собой поставили задачу — что нам необходимо будет сделать, если потенциально сможет произойти действительно бурный, взрывной рост, для того, чтобы не остановить перевозки. В результате на данный момент у нас очень серьезно увеличилась погрузка внутри страны (+4%). Наблюдается рост грузооборота почти на 8%, а это означает, что у нас растет и транзит. В основном, это экспорт: почти 12% у нас направляется в порты, прирост по экспорту — 9,6%. Внутри страны — небольшой рост. При этом по пассажирообороту мы видим, что количество пассажиров выросло. Но здесь есть разница. Дело в том, что количество пассажиров увеличилось: в пригороде существенный рост благодаря нашим новым направлениям, а в дальнем следовании был спад в начале года. Но мы его увеличиваем, на сегодняшний момент — путем различных акций, поэтому небольшое снижение на сегодняшний момент есть, но мы надеемся, что в конце года будет прирост.
Ведущий: Во время курортного сезона наверняка будет какой-то рост.
Олег Белозёров: Согласен.
Ведущий: Возвращаясь к грузоперевозкам: эта ситуация позволяет вам закладывать увеличение и доходов, и прогнозы по доходам? Ведь есть рост низкодоходного и высокодоходного сегментов внутри грузоперевозок, грузы разные бывают, как и разные направления.
Олег Белозёров: Да. Это наша проблема, проблема последних лет, когда у нас изменится структура грузоперевозок, и грузы первого класса в этом году как раз имеют самую большую динамику и рост.
Ведущий: А грузы первого класса — это что? Самое дорогое — нефть, наверное?
Олег Белозёров: Прежде всего, уголь, перевозка руды.
Ведущий: Первый класс — это низкодоходные?
Олег Белозёров: Низкодоходные.
Ведущий: Все, я поняла.
Олег Белозёров: Да. Третий класс — это высокодоходный груз. Соответственно, у нас произведена индексация по этому году наших тарифов на 4% +2% нам специально проиндексировали для увеличения объемов капитального ремонта. Очень своевременное и правильное решение. Этот год у нас будет отличаться тем, что динамика ухудшения, которая наблюдалась последние годы по состоянию инфраструктуры, будет очень серьезно изменена. У нас состояние инфраструктуры улучшится, это означает, что мы поедем быстрее, грузоотправителям будет дешевле и лучше. Но вот эта ставка, 6% индексации...
Ведущий: Индексации тарифов?
Олег Белозёров: Да. Нам дает прирост доходов только 0,5%. И, соответственно, доходность, разрыв увеличивается. На сегодняшний момент мы это обсуждаем. Абсолютные цифры по доходам у нас растут, но эта проблема - сбалансировать в целом бюджет РЖД - это такая стратегическая задача. Мы рассматриваем вопросы формирования нового прейскуранта и считаем, что в рамках разработки этого документа мы эту проблему урегулируем, причем, постараемся это сделать максимально комфортно для всех участников железнодорожного рынка — для грузоотправителей, для операторов и для "РЖД".
Ведущий: Означает ли, что, выполнив те задачи, которые вы ставите в этом году, в частности, по улучшению инфраструктуры, на следующий год вы сможете прогнозировать индексацию тарифов уже в меньшем объеме, в меньших величинах, как того требует государство, как настаивает Антимонопольная служба, чтобы это было не больше инфляции, даже минус процент инфляции?
Олег Белозёров: В этом плане мы считаем, что такой подход действительно справедлив. Мы не должны индексироваться больше, чем инфляция. Но есть ряд моментов, которые отклоняются не по нашей вине, они носят объективный характер. Допустим, в этом году очень серьезный рост объективной стоимости у металлургов, это влияет на всю цепочку. На ту продукцию, которую мы потребляем, у нас заложены прогнозные индексы, установленные Минэкономразвития, в районе 5%, а металлопродукция где-то на 10, где-то на 20% подорожала. Соответственно, эти объемы нужно каким-то образом нивелировать. Подорожало и дизельное топливо, были введены новые акцизы. И мы считаем, что эти разницы нужно было каким-то образом учитывать в тарифах. При этом мы не забываем, что ключевой элемент — это повышение эффективности нашей работы как монополии. Вот мы с этим полностью согласны. Мы прошли очень большой путь и с Антимонопольной службой, с Министерством транспорта, и с Министерством экономического развития практически по всем направлениям, и понимаем, какие элементы могут быть оптимизированы.
Ведущий: Для вас стало чувствительным решение властей Украины закрыть грузоперевозки в российском направлении? А теперь еще и возможность закрытия пассажирских перевозок, которое, как выяснилось, вы сегодня опровергли.
Олег Белозёров: Грузоперевозки не были закрыты. Были введены санкции в отношении отдельных перевозчиков, соответственно, происходит переконфигурация, то есть кто не находится под санкциями, тот выполнят перевозки. Но на сегодняшний момент могу сказать, что основной объем и основная проблема — это подвижной состав, вагоны.
Ведущий: Вагоны, которые находятся на Украине?
Олег Белозёров: Да.
Ведущий: И принадлежат вашей "дочерней" компании?
Олег Белозёров: Да. У нас на сегодняшний момент есть необходимость в дополнительном количестве вагонов, поэтому эти вагоны будут востребованы на нашей территории, но немного изменится география и перераспределятся действия операторов. В отношении пассажирских перевозок пока никаких действий не происходило. На прямом украинском направлении у нас курсируют исключительно украинские поездные формирования, соответственно, будем ждать, какие решения будут приниматься в этом направлении.
Ведущий: То есть сами инициировать ничего не будете?
Олег Белозёров: Дело в том, что мы обсуждаем на разных международных площадках, в том числе на площадке СНГ (есть такая площадка у РЖД, я являюсь уполномоченным представителем и там такие же руководители, как я), вопросы пассажирских перевозок. К несчастью, пассажирские перевозки между странами падают. В ряде случаев мы сами принимаем решения по сокращению количества поездов, исходя из того, что на дальних расстояниях нам тяжело конкурировать с авиационным транспортом, мы не можем предложить такой аналог услуг. Соответственно, объем перевозок в этой части снижается. Где-то отдельные страны принимают свои решения. Но у нас есть общее понимание, что именно необходимо в этой части делать.
Ведущий: Это снижение — в том числе и показатель снижения экономической активности в этом направлении?
Олег Белозёров: Верно.
Ведущий: А что происходит с прибалтийским направлением? Как вы отреагировали на просьбу "Зернового союза" обеспечить экспорт зерна в Латвию?
Олег Белозёров: Во-первых, никаких специальных ограничений мы не вводим и не вводили. Есть технологические ограничения, которые мы обязаны соблюдать. Соответственно, у нас, к несчастью, и с угольными предприятиями тоже иногда так получается, что в каких-то направлениях есть очень удобный момент вывезти большой объем груза, и очень хочется это сделать. Мы с удовольствием всегда идем навстречу, но наши возможности не безграничны, мы все-таки плановая структура. И, соответственно, максимум из того, что мы можем вывезти, мы вывозим. В отношении Латвии объем снижения перевозок там небольшой, причем, это не наши цифры, это цифры в том числе и наших коллег, мы с ними очень плотно взаимодействуем в этой части, но действительно есть и объективные такие сложности.
Ведущий: А какие направления сегодня наиболее активны, если рассматривать направления движения грузов?
Олег Белозёров: Если взять динамику, то, во-первых, хочу сказать, что объем перевозок и грузооборота у нас максимальный за всю историю Российской Федерации. Мы сейчас подбираемся к рекордам, которые были, когда РФ находилась в составе Союза Советских Социалистических Республик. Но в ближайшее время, я думаю, мы и этот рекорд сумеем превысить. У нас несколько лет назад в связи с введением определенных ограничений со стороны наших западных партнеров изменилось направление движения. Я говорил о том, что большой объем грузов поехал на восток. На сегодняшний момент ситуация практически по всем направлениям взрывная — и на север, и на юг, и на запад, и на восток мы везем больший объем грузов. Но в этом году восстановилось западное направление, на данный момент — это плюс 12%, восток не проседает, а растет. Если у нас были резервы в западном направлении за счет снижения перевозок в последнее время, то на сегодняшний момент мы выходим практически на наши пиковые возможности.
Ведущий: Прошлый год прошел в РЖД под девизом Года пассажира. Что за это время изменилось в жизни пассажиров и на железных дорогах?
Олег Белозёров: Мне кажется, что изменилось очень многое. Прежде всего, изменились "Российские железные дороги" и наш пассажирский блок. Мне хочется верить, что пассажир это почувствовал. За нашего пассажира мы готовы драться, он нам дорог, мы создаем все условия для того, чтобы было комфортно пользоваться "РЖД". А заключается это в большом наборе действий, которые мы осуществили, реализовав более 200 мероприятий. И такие важные, вроде бы простые, вещи, как наличие USB-разъемов, розеток, наличие кондиционеров, наличие Wi-Fi на вокзалах, возможность покупки билетов в электронном виде...
Мы уже достигли практически 50% роста по продаже билетов, поставили перед собой задачу и достигли ее; увеличили скорость движения поездов, где-то на небольшой промежуток времени, буквально на несколько минут, где-то — на несколько часов; создали дополнительные условия и сервис для маломобильных групп населения. Считаем это своей ключевой задачей сейчас — работать по улучшению условий для этой категории граждан. Но при этом план у нас не годовой, а на 3 ближайших года.
Ведущий: То есть это тоже "Год пассажира"?
Олег Белозёров: Как нам сказал председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев, у нас каждый год будет "Годом пассажира" и каждый год будет приносить какие-то приятные новшества нашим пассажирам.
Ведущий: Появление новых сервисов связано с внедрением новых высоких технологий, а это несет за собой дополнительные риски, связанные с кибератаками и атаками на жизненно важную инфраструктуру страны, какой являются "Российские железные дороги". Какие меры безопасности вы принимаете и какие выводы сделаны после атаки нашумевшего вируса WannaCry?
Олег Белозёров: Мы, к несчастью, также были затронуты атакой этого вируса. Но, вместе с тем, для нас это не новая проблема, поскольку риски, которые влияют на надежность работы с железной дорогой, рассматривались многие годы, и в последнее время мы знали, что киберугроза является одной из ключевых. Тем более, что мы сейчас активно работаем над созданием цифровой железной дороги и понимаем, что если мы что-то будем создавать, а это веяние времени, соответственно, это нужно и защищать. У нас созданы специальные подразделения, и даже методика работы в этом направлении очень специфична. Несмотря на то, что у нас существовали небольшие проблемы, система сбоя не дала: все наши сервисы, все наши услуги осуществлялись своевременно и в полном объеме. Другое дело, что мы сейчас анализируем эту ситуацию, регулярно проводя киберучения, активно взаимодействуя с "Лабораторией Касперского", . В этой части у нас очень хорошие результаты. Мы надежно защищены.
Ведущий: Теперь?
Олег Белозёров: Нет, мы были надежно защищены и до этого, и впредь будем надежно защищены.
Ведущий: А ущерб от предыдущей атаки оценили? Он значительный?
Олег Белозёров: Очень небольшой.
Ведущий: Самым масштабным проектом в сфере пассажирских перевозок в прошлом году стал запуск "Московского центрального кольца". Как он себя показал? Как будет дальше развиваться эта линия? И планируются ли подобные проекты где-то еще?
Олег Белозёров: Мы гордимся этим проектом. Почему? Потому что у нас практически не было внештатных ситуаций, сбоев, отклонений от той модели, которую мы изначально запланировали. Более того, мы изначально договаривались с Москвой о запуске электричек с интервалом в 6 минут. Потом совместно поставили перед собой задачу более амбициозную — 5 минут. На самом деле, это дополнительное количество подвижного состава и уже другая система управления. И справились с этой задачей, мы по-прежнему бьем рекорды. Самое большое количество пассажиров у нас было 379 тыс. Напомню, начинали с 220-ти с небольшим. Это крайне востребованный сегмент. При этом сейчас обсуждаем и возможность дальнейшего улучшения, сокращения интервалов движения. Но это уже будет немного другой проект, поскольку все вспомогательные элементы должны быть несколько модифицированы и перестроены. Это в том числе и станции, которые должны пропускать большее количество пассажиров, и ремонт, и обслуживание подвижного состава, и другие элементы, которые тоже должны быть перестроены. При этом в других городах хороший новый вид транспорта — городская электричка. Он запущен не только в Москве , но и в Красноярске, с Казанью дополнительно обсуждаем. Мы стараемся синхронизировать наши возможности с другими видами транспорта в городе, и сегодня мы понимаем, как это делать.
Ведущий: А реализация зависит и от возможности региональных бюджетов? Там подразумеваются инвестиции заинтересованных сторон в регионах?
Олег Белозёров: Мы обсуждаем эти вопросы. Но механизмы бывают разные: государственное частное партнерство, механизм субсидирования: в некоторых регионах можно рассматривать меньшую нагрузку. Там, где хорошая подвижность населения, соответственно, меньшее субсидирование и большие возможности. Очень внимательно изучаем проекты, и понимаем, как правильно считать финансовые и транспортные модели. У нас хороший, я бы сказал "эксклюзивный в мире" опыт.
Ведущий: Мы готовимся принимать Кубок конфедераций. С 20 мая усилены меры безопасности на вокзалах городах проведения — это Москва, Казань, Сочи, Петербург. И эти меры безопасности вроде бы все понимают: это необходимо, велика вероятность террористических атак. Все пассажиры готовы проходить через металлодетекторы, тем не менее, возникает периодически недовольство. Как вы на него реагируете?
Олег Белозёров: Прежде всего, хочу, конечно же, принести извинения за неудобства, которые мы причиняем, вводя дополнительные необходимые меры безопасности. Во-первых, вся наша система на сегодняшний момент готова к приему Кубка конфедераций. В ряде случаев мы проводили тестовые испытания, они были отработаны достаточно хорошо и эффективно. Но жизнь гораздо богаче, сейчас мы смотрим, что можно было бы в этом плане улучшить. Мы обязательно будем реагировать на ту ситуацию, которая складывается. Но прошу отнестись с пониманием, поскольку транспортная безопасность является ключевой.
Ведущий: Но вся эта система должна тестироваться и отрабатываться еще перед проведением чемпионата мира в 2018 году?
Олег Белозёров: Да.
Ведущий: Поскольку еще немного осталось времени, мы успеем рассказать о главных инфраструктурных проектах в этом году. Какие вы считаете приоритетными и какие ресурсы и возможности есть для того, чтобы их реализовать?
Олег Белозёров: У нас очень большая инвестиционная программа в этом году — 494 млрд рублей. И, на самом деле, с учетом складывающейся ситуации у нас приятные хлопоты, поскольку теперь инфраструктуры не хватает, нужно опять возвращаться к ее активному развитию. Возможно, она будет еще дополнительно пересмотрена в сторону увеличения. Направления традиционные — это восточное направление, БАМ, Транссиб. Считаем, что, возможно, по ряду элементов нужно вновь возвращаться к приближению сроков и улучшению пропускных способностей. Это направление северо-запада в отношении портов, южное направление. Ряд объектов мы стараемся ввести быстрее на целый год. Это объект Журавка — Миллерово. Стараемся не отставать от экономики, при этом понимаем, что задачи опять начинают ускоряться, и мы в этой части предпринимаем все меры. В том числе сложили очень важную финансовую модель по "Северному широтному ходу". Это большой проект — 235 млрд рублей. Проанализировали, сделали определенные выводы, улучшили модель, техническое состояние, в этом году планируем начать его реализацию.
Ведущий: И, раз так много говорили о пассажирах, скажите, оставляете ли вы в силе прогнозы по росту цен на билеты на пассажирские перевозки? В феврале, по-моему, вы озвучивали цифру порядка 3,5%.
Олег Белозёров: Чуть больше. Это не прогнозная, а абсолютно зафиксированная цифра, и увеличивать мы ничего не будем. Наша основная задача — не увеличивать, а стараться эту цифру оптимизировать, что мы и делаем в процессе, вводя различные акции по снижению стоимостей уже от фактического уровня. Плюс у нас хорошо работает система динамического ценообразования, где большой процент билетов, если покупать заранее, дает серьезные скидки.
Ведущий: Я думаю, россияне вас услышали в преддверии отпусков, осталось только, чтобы их удалось провести с удовольствием. Я благодарю вас и желаю вам успехов!
Олег Белозёров: Спасибо.